В прошлой статье рассказывалось об основных свойствах электролитов и технике безопасности при работе с ними. Сейчас речь пойдет о видах электролитов и их применении.
Основное применение электролитов — в промышленности: производство источников тока, батарей (гальванических элементов), аккумуляторов, электролитических конденсаторов.
• В аналитической практике используются рН-метры и ионометры с электродами, заполненными солевыми электролитами. С их помощью измеряют не только уровень кислотности среды, но и содержание и концентрацию определенных элементов в веществах.
• В электрохимической индустрии электролиты — основа растворов для гальванирования металлов: хромирования, кадмирования, цинкования, золочения, фосфатирования и пр. С помощью электролитов проводят травление металлов.
• В медицине и биологии тоже имеют дело с электролитами. Диагностика многих заболеваний связана с определением характера водно-солевого и кислотно-щелочного баланса в организме.
Кислотные и щелочные электролиты
Чаще всего мы сталкиваемся с электролитами в аккумуляторах, работающих в различных транспортных средствах. Без них автомобили, электровозы, локомотивы и т.п. просто не способны функционировать. Используются в них кислотные и щелочные электролиты. Оба типа имеют свои достоинства и недостатки.
Щелочной электролит — это раствор щелочи в воде. Как правило, используют гидроокись натрия, калия, лития или их комбинации.
Достоинства:
• долгий срок службы;
• высокая надежность;
• способны работать в широком диапазоне температур;
• при работе выделяется меньше токсичных газов;
• неприхотливы в эксплуатации, требуют меньшего обслуживания, чем кислотные;
• щелочные аккумуляторы меньше весят, не содержат свинец, не боятся тряски, сильных токов и коротких замыканий.
К сожалению, есть и недостатки:
• щелочные аккумуляторы дороже стоят;
• у них меньший к.п.д., меньшая величина э.д.с. (электродвижущая сила);
• не способны дать стартовый ток, необходимый для запуска двигателя автомобиля.
Щелочные электролиты преимущественно используются в электропогрузчиках и в шахтных электровозах, в локомотивах и электропоездах.
В автомобильной индустрии востребованы в основном кислотные аккумуляторы. Кислотный электролит — это раствор концентрированной серной кислоты в воде.
Достоинства аккумуляторов с кислотным электролитом:
• малый саморазряд;
• высокий к.п.д. и величина э.д.с.;
• простые, хорошо отработанные технологии обслуживания;
• способны выдавать высокий стартовый ток;
• гораздо дешевле щелочных.
К недостаткам можно отнести:
• большой вес;
• чувствительны к низким температурам — электролит может замерзнуть и вывести из строя весь аккумулятор;
• неэкологичны;
• требуют регулярного обслуживания.
Это важно: нельзя менять тип электролита в аккумуляторе. Щелочные заправляют только щелочью, кислотные — только кислотой.
В нашем магазине можно недорого купить щелочные электролиты следующих видов:
• твердый калиево-литиевый;
• жидкий калиево-литиевый, плотность 1,27
• жидкий калиево-литиевый, плотность 1,41
Щелочной электролит калиево-литиевый, твердый
Сплав гидроокиси лития и калия. Представляет собой порошкообразный или гранулированный продукт. Применяется для изготовления жидких электролитов с нужными характеристиками.
Щелочной электролит калиево-литиевый, жидкий, плотность 1,41
Состоит из гидроокиси калия, лития и дистиллированной воды. Представляет собой прозрачную жидкость с легким желтым оттенком. Применяется для заправки щелочных аккумуляторов, как правило, в электропогрузчиках и в шахтных электровозах. Может эксплуатироваться в широком температурном диапазоне: от -40 до +40°С.
Щелочной электролит калиево-литиевый, жидкий, плотность 1,27
Раствор, приготовленный из гидроокиси калия, гидроокиси лития и дистиллированной воды. Прозрачный, без запаха, с легким желтым оттенком. Применяется для заполнения щелочных аккумуляторов в горной и автомобильной индустрии. Рекомендуется для применения в условиях температуры окружающего воздуха от -30 °С.