В нашем магазине можно купить пикнометры Гей-Люссака, использующиеся для измерения плотности жидкостей, газов и твердых веществ. Выдающийся французский ученый не только создал очень удачную модификацию пикнометра, но и внес неоценимый вклад в различные области химической науки. Эта статья — рассказ о нем.
Жозеф Луи Гей-Люссак родился в небольшом французском городке в конце 1778-го года. Получил хорошее академическое образование в пансионе под Парижем. В 1798-м году молодой человек с блеском сдал вступительные экзамены в Парижскую Политехническую школу, где быстро стал одним из лучших студентов. Знаменитый химик Бертолле взял его учеником и ассистентом в свою лабораторию. Уже тогда проявился яркий талант молодого ученого к преподаванию. Благодаря хорошей памяти, выраженным математическим способностям, а также обширным знаниям, он мог без бумаг, подсказок и набросков прочесть целую лекцию и своими словами объяснить сложнейшие вещи. Не только Бертолле, но и его коллега Фуркруа стал активно привлекать молодого ученого к чтению лекций
С 1804-го по 1809 годы Гей-Люссак много путешествовал по Европе. Его целью стало изучение влияния влажности и температуры воздуха, высоты и других параметров на величину магнитного поля Земли и на состав воздуха. Например, он поднимался на воздушном шаре, проверяя опыты предшественников. Попутно молодой ученый опроверг несколько научных теорий, выдвинул несколько своих. Он выяснил, что химический состав воздуха в верхних и нижних слоях атмосферы не имеет особых отличий, хотя многие считали, что вверху больше водорода, что и объясняет горение метеоров. Именно Гей-Люссак предположил, что многие природные явления можно объяснить восходящими воздушными потоками. Он же выяснил состав молекулы воды: две части водорода и одна — кислорода.
В 1806-м году ученый параллельно с другими химиками занялся свойствами газов. Его изыскания завершились цельной и логичной концепцией, которую во всем мире назвали законом его имени (законом объемных отношений). В те времена, когда атомарная теория строения вещества еще только пробивала себе путь, эти исследования стали настоящим прорывом. Позднее его закон стал частным случаем уравнения идеального газа, которое проходят в школе.
С 1806-го года Гей-Люссак — член академии наук Франции. Позднее дважды становился ее Президентом. С 1809-го года — профессор Парижской политехнической школы и профессор физики в Сорбонне. Активно занимается не только теоретическими, но и практическими опытами. Доказал, что хлор, калий, натрий, йод, бор, фосфор и сера — простые элементы, научился получать бор, калий, натрий. Изобрел методику получения щелочных металлов в достаточно больших количествах. Совместно с Л. Ж. Тенаром усовершенствовал методику элементарного анализа орг.веществ. Исследовал синильную кислоту, выяснил ее подобие галогеноводородным кислотам и сероводороду, а также ее крайнюю ядовитость. Доказал, что хлор и йод — подобны, синтезировал некоторые соединения йода.
Авторитет ученого был так велик, что государственные комиссии часто поручали ему составление докладов по сложным техническим темам и доверяли его мнению по поводу целесообразности использования в промышленности того или иного открытия или метода.
Многие работы ученого имели практическое значение. Гей-Люссаку принадлежит изобретение ареометров, которые дошли до наших дней почти в неизмененном виде (он занимался определением содержания этанола в крепких алкогольных напитках.) Ученый улучшил титриметрический анализ; изобрел способ вычисления количества серебра в сплавах — его применяют и сегодня; сконструировал сифонный барометр для метеорологов, которым они пользовались долгие десятилетия. Химпром обязан ему недорогим и безопасным методом синтеза серной кислоты. Придумал простой способ разделения меди и золота. Описал в деталях способ массового изготовления стеариновых свечей (совместный патент с М. Э. Шеврёлем).
С 1832-го года — профессор Парижского ботанического сада.
С 1839-го года — пэр Франции (мог бы стать им и раньше, но пэром Франции не мог быть человек, работающий руками!).
Умер в 1850-го году.
В 1935-м году его имя было присвоено кратеру на видимой стороне Луны.